preloader

Резинотехнические изделия

Отходы резины и гумовотехнинних изделий следует отнести к отходам производства. При износе резиновых изделий образуются миллионы тонн отходов. Так в России их накапливается не менее 10 млн.т в год. Большую часть составляют покрышки и шины легковых, грузовых и пассажирских передвижных устройств на колесном ходу. Сюда же относят транспортерные ленты, резиновые изделия бытового назначения, обуви.

При переработке резины образуются такие виды отходов:

а) резиновые невулканизированные отходы, они включают смеси, непригодные для использования по прямому назначению. Наибольшую ценность в них представляет каучук, содержание которого может достигать 90%;

б) резиновые вулканизированные отходы, они включают до 50% каучука, применяются для получения товарной резиновой крошки, используются как добавка к первичного сырья;

в) резинотканевых невулканизированные отходы — остатки прорезиненных тканей — используются как добавки к первичного сырья или непосредственно для производства резиновых фартуков, рукавов, бирок и т.д.;

г) резинотканевых вулканизированные отходы, используемые в качестве добавок при производстве шифера, фартуков, надувных лодок.

Использованные автомобильные шины разделяются на текстильные волокна (из которых изготавливается техническая вата или нетканые материалы), от них отделяется провод. Далее их разрезают, рубят, дробят. После этого резиновую крошку отделяют от остатков волокна и частиц металла на вибрационных сеялках, с помощью магнитных и воздушных сепараторов. Резиновая крошка подвергается где вулканизации, то есть процесса, при котором под действием термомеханических нагрузок и кислорода распадается трехмерная вулканизационная сетка резины (т.е. разрываются поперечные связи между макромолекулами).

Регенерированный полуфабрикат резины в дальнейшем применяется в производстве гумовотехничнпх изделий общего назначения (автомобильных шин, резиновой обуви, спортинвентаря). В зависимости от качества получаемого полуфабриката регенерат может добавляться в первичное сырье в различных количествах. С 1 тонны изношенных шин можно сделать 700-750 кг новой резины.

Непригодные для утилизации резинотехнические изделия могут быть использованы в качестве топлива.

Автомобильные покрышки, которые использовали уже свой ресурс могут восстанавливаться с помощью вулканизации несколько раз. По данным французских ученых до 90% шин можно восстанавливать, и это обходится на 20% дешевле, чем производство новых шин.

Резиновая крошка из автомобильных покрышек находит применение в производстве кровельных материалов, выпускаемых в виде мастик, рулонов и плит. Также она может применяться при выпуске биостойким теплоизоляционного материала для изоляции полов, салонов автомобилей, тракторов.Резиновая крошка ценное сырье для изготовления различных строительных материалов и широко используется для приготовления резино-асфальтовых смесей в строительстве дорог. Применение резиновой крошки в дорожном строительстве повышает долговечность дорог, снижает уровень шума, повышает их эластичность, устойчивость к колебаниям температуры, увеличивает силу сцепления автомобиля с поверхностью дороги, снижает возможность обледенения поверхности, чувствительность к растрескиванию и механической разрушения. Добавка 15% крошки в состав асфальта увеличивает долговечность дорожных покрытий в на 15-20 лет. В дорожном строительстве резиновая крошка применяется в верхнем асфальтовом прослойки, а также в нижнем слое в качестве упругого основания под асфальтовым покрытием, для устройства оснований дорог при высоком уровне грунтовых вод.

За рубежом резиновая крошка используется в производстве цветных покрытий для открытых и закрытых спортивных и игровых площадок, покрытий полов сельскохозяйственных зданий. Промышленное производство покрытий для спортивных площадок с применением резиновой крошки осуществляется в США, Японии, Великобритании, Нидерландах, ФРГ. Напольные покрытия сельскохозяйственных зданий выпускают в Италии и Нидерландах.

В последнее время изношенные покрышки все больше стали использоваться как источник получения нефтяного сырья и топлива. В результате термической переработки изношенных покрышек получают топливные масла, газы и углеродный остаток. Этот метод утилизации шин экономический, требует сравнительно небольших капиталовложений. Изношенные покрышки имеют высокую теплотворную способность и их сгорания в цементных печах вместо части топлива является одним из лучших направлений утилизации. При этом экономится высококачественное природное топливо за счет высокого энергетического потенциала резины. Теплотворная способность покрышек близка к теплотворной способности природного газа.

Изношенные покрышки могут использоваться для получения абсорбирующих и ионообменных материалов. Ионообменные материалы с измельченной резины пригодны для очистки сточных вод от ионов некоторых металлов с 99,5% -ной эффективностью, а абсорбенты — для сбора с поверхности воды разлитой нефти и очистки отработанных масел.

Измельченная резина может применяться и в качестве пидстелюючого слоя при выращивании растений методом гидропоники или в смеси с землей для повышения плодородия почвы.